В.А.Моцарт
«БАСТЬЕН И БАСТЬЕННА»
Одноактная опера-зингшпиль. Сочинение 1768 г., Вена.
БАСТЬЕН И БАСТЬЕННА. КЛАВИР БАСТЬЕН И БАСТЬЕННА.РУССКИЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ ДИРЕКТОР ТЕАТРА. ПАРТИТУРА
Либретто Ф. Вайскерна по опере Ж.-Ж. Руссо «Деревенский колдун»
Премьера спектакля состоялась в день открытия театра, 19 октября 1996 г.
Дирижер-постановщик ИЛЬЯ ВАШЕРУК
Режиссер-постановщик ОЛЕГ МИТРОФАНОВ
Художник-постановщик НОННА ВАСИЛЬЕВА
Спектакль посвящается памяти замечательного дирижера и педагога, Народного артиста России, профессора
Евгения Алексеевича Акулова
«Вероятно, режиссер весьма удивился бы, если бы кто-нибудь сказал ему, что спектакль он сделал в стиле необарокко. (…) «Бастьен и Бастьенна», сыгранная тремя исполнителями на фоне традиционнейшей (и волшебнейшей) ширмы, автоматически ассоциируется с возвращением классического восприятия мира. Но спектакль так прочно привязан к сегодняшнему дню, что может служить наглядным примером современного режиссерского и актерского мышления. Это не просто возвращение, но тоска по нему, по гармонии в зыбком мире, по миру ясному в мире игровом. Тоска по Моцарту. Но еще и игра с этой тоской. Для сегодняшнего искусства характерна эта игра с реальностью, уверенность в том, что в мире нет четких границ между театром и жизнью, человеком и куклой, печалью и смехом…»
БАСТЬЕННА:
Людмила Верескова (на фото), Ольга Белохвостова
«…Красота – не спасающая мир и не губящая его, но блистающая сама по себе. От мира отдельная. Моцартовская, одним словом. Поэтому не удивительно, что «Бастьен и Бастьенна» в театре «Амадей» - спектакль в высшей степени красивый и столь же отделенный от зрителей. Красота… присутствует в умных голосах исполнителей, на сто процентов соответствующих моцартовской мелодии, в остроумии режиссера, в его чувстве меры. А «отделенность» не буквальна, но возникает из бесконечной условности этой игрушечной оперы…»
БАСТЬЕН:
Михаил Чесноков, Сергей Степин (на фото), Валерий Исляйкин (на фото)
«…Действие начинается на каминной полке, и две фарфоровые статуэтки – Бастьен и Бастьенна – начинают превращаться в людей волею волшебника Кола. Их движения еще не свободны, как не свободны и голоса – и в жесте и в мелодии (…) еще есть страх перед хрупкостью этого мира. До конца «вольными» они так и не станут, память о кукольном прошлом останется в их пластике – но лишь забавным акцентом. Две поссорившиеся игрушки помирятся благодаря мудрости деревенского волшебника, дающего Бастьенне совсем не детский совет (…) : возбудить ревность, рассказав про несуществующего поклонника. Но вся эта история отражается в двойных и даже тройных зеркалах: Кола играет с фарфоровыми Пастухом и Пастушкой, Бастьенна играет в неверность, артисты играют в оперу… Да, именно так, потому что практически каждый момент спектакля невозможно разделить на составляющие его части: вот сейчас Бастьен «включен» в ситуацию, вроде бы живет в ней, в следующую секунду – чисто театральная «штучка», картинный жест… Прекрасен момент, когда от горя Бастьен собирается картинно утопиться – и его удерживает высунувшаяся сзади из-за ширмы рука волшебника, а вовсе не Бастьенна, которой и в голову не пришло поверить этому разгильдяю…»
КОЛА:
Александр Цилинко, Андрей Кокошкин,
Григорий Медвидь (на фото), Альберт Чилоян, Александр Дерябин
«…Невесомая прелесть моцартовской оперы осталась в сыром воздухе. Театр открыл свой первый сезон, и зрители отправились домой, напевая великие детские песенки…»
Статья АННЫ ГОРДЕЕВОЙ, приведенная с некоторыми сокращениями,
опубликована в газете «MOSCOW NEWS» - «МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ» в 1996 году.