Главная страница Две повести Серебряного Века Блок Афиша Назад
 И КОРАБЛИ, И ПОЕЗДАВЛАДИМИР НАБОКОВ: ВОЗВРАЩЕНИЕ Театральная фантазия для Актера, Актрисы и большого рояля в трех частях, с прологом,  без антракта| 
   
  | 
  
   
  | 
 
| 
   
  | 
  
   
  | 
 
Он | 
  МИХАИЛ ПОЛЕЖАЕВ | 
 
Она | 
  ИРИНА ПЕТРУНИЧЕВА | 
 
Соло на скрипке (Размышление) | 
  УЛЬЯНА КИСЛИЦЫНА | 
 
Соло на рояле | 
  МАРИЯ БАТОВА, НАДЕЖА ДЕМЬЯНОВА | 
 
Сценарий и реквизит | 
  ИРИНЫ ПЕТРУНИЧЕВОЙ | 
 
Режиссер-постановщик | 
  ОЛЕГ МИТРОФАНОВ | 
 
В спектакле звучит музыкаП.И. Чайковского (пролог) и Ф. Шопена
Премьера состоялась 27 Апреля 2008 г.
Пролог
РАЗМЫШЛЕНИЕ
1
РОССИЯ И ЛЮБОВЬ
Еще темно. В оркестре стесненыскелеты музыки, и пусто в зале.Художнику еще не заказалигустых небес и солнечной стены.Но толстая растерзана тетрадь,и розданы страницы лицедеям.На чердаках уже не холодеем.Мы ожили, мы начали играть. И вот сажусь на выцветший диванс невидимой возлюбленною рядом,и голый стол следит собачьим взглядом,как я беру невидимый стакан. А утром собираемся в аду,где говорим и ходим, громыхая.Еще темно. Уборщица глухаяодна сидит в тринадцатом ряду. Настанет день. Ты будешь королем.Ты - поселянкой с кистью винограда.Вы - нищими. А ты, моя отрада,сама собой, но в платье дорогом. И вот настал. Со стороны землизамрела пыль. И в отдаленье зримы,идут, идут кочующие мимы,и музыка слышна, и вот пришли. Тогда-то небожителям нагими золотым от райского загара,исполненные нежности и жара,представим мир, когда-то милый им.К РОДИНЕНочь дана, чтоб думать и куритьи сквозь дым с тобою говорить.Хорошо... Пошуркивает мышь,много звезд в окне и много крыш. Кость в груди нащупываю я:родина, вот эта кость - твоя.Воздух твой, вошедший в грудь мою,я тебе стихами отдаю. Синей ночью рдяная ладоньохраняла вербный твой огонь.И тоскуют впадины ступнейпо земле пронзительной твоей. Так все тело - только образ твой,и душа, как небо над Невой.Покурю и лягу, и засну,и твою почувствую весну: угол дома, памятный дубок,граблями расчесанный песок. На мызу, милые! Ямщиквожжою овода прогонит,и - с Богом! Жаворонок тонетв звенящем небе, и велик,и свеж, и светел мир, омытыйнедавним ливнем: благодать,благоуханье. Что гадать?Все ясно, ясно; мне открытывсе тайны счастья; вот оно:сырой дороги блеск лиловый,по сторонам то куст ольховый,то ива; бледное пятноусадьбы дальней; рощи, нивы,среди колосьев васильки,зеленый склон; изгиб ленивыйзнакомой тинистой реки.Скорее, милые! Рокочетмост под копытами. Скорей!И сердце бьется, сердце хочетвзлететь и перегнать коней.О, звуки, полные былого!Мои деревья, ветер мой,и слезы чудные, и словонепостижимое: домой! ***Что нужно сердцу моему,чтоб быть счастливым? Так немного...Люблю зверей, деревья, Бога,и в полдень луч, и в полночь тьму. И на краю небытияскажу: где были огорченья?Я пел, а если плакал я -так лишь слезами восхищенья...  ***Есть в одиночестве свобода,и сладость — в вымыслах благих.Звезду, снежинку, каплю медая заключаю в стих. И, еженочно умирая,я рад воскреснуть в должный час,и новый день — росянка рая,а прошлый день — алмаз.  Из романа «Машенька» (…)Эта беседка стояла на подгнивших сваях, над оврагом, и с обеих сторон к ней вели два покатых мостика, скользких от ольховых сережек да еловых игл. В небольших ромбах белых оконниц были разноцветные стекла: глядишь, бывало, сквозь синее,- и мир кажется застывшим в лунном обмороке,- сквозь желтое,- и все весело чрезвычайно, - сквозь красное,- и небо розово, а листва, как бургундское вино. И некоторые стекла были разбиты, а торчавшие уголки соединены паутиной. Беседка была снутри беленая; на стенах, на откидном столике дачники, забиравшиеся незаконно в парк, оставляли карандашные надписи. Так забралась и Машенька с двумя неприметными подругами. Он сперва обогнал ее на тропинке парка, бегущей вдоль реки, и проехал так близко, что подруги ее с визгом шарахнулись. Он обогнул парк, перерезал его, и потом вдали, сквозь листву, увидел, как они входят в беседку. Он прислонил велосипед к дереву и вошел за ними. - В парке нельзя гулять посторонним,- сказал он тихо и хрипло,- на калитке есть даже вывеска. Она ничего не ответила, играющими раскосыми глазами смотрела на него. Он спросил, указывая на одну из бледных надписей: - Это вы сделали? А написано было: "В этой беседке двадцатого июня Машенька, Лида и Нина пережидали грозу".
Они все три рассмеялись, и тогда он рассмеялся тоже, сел на столик, закачал ногами.
Потом, к вечеру, он провожал ее и ее подруг до села и, проходя по зеленой лесной дороге, заросшей плевелами, мимо хромой скамьи,
очень серьезно рассказывал: "Макароны растут в Италии. Когда они еще маленькие, их зовут вермишелью. Это значит: Мишины червяки".
Он условился с ними, что завтра повезет их всех на лодке. Но она явилась без подруг. (…) ***Мне так просто и радостно снилось:ты стояла одна на крыльцеи рукой от зари заслонилась,а заря у тебя на лице. Упадали легко и росистолуч на платье и тень на порог,а в саду каждый листик лучистыйулыбался, как маленький бог. Ты глядела, мое сновиденье,в глубину голубую аллей,и сквозное листвы отраженьетрепетало на шее твоей. Я не знаю, что все это значит,почему я проснулся в слезах...Кто-то в сердце смеется и плачет,и стоишь ты на солнце в дверях СердцеБережно нес я к тебе это сердце прозрачное. Кто-тов локоть толкнул, проходя. Сердце, на камни упав,скорбно разбилось на песни. Прими же осколки. Не знаю,кто проходил, подтолкнул: сердце я бережно нес. Очки ИосифаСлезы отри и послушай: в солнечный полдень, старыйплотник очки позабыл на своем верстаке. Со смехоммальчик вбежал в мастерскую, замер, заметил, подкрался,тронул легкие стекла, и только он тронул,-- мгновеннопо миру солнечный зайчик стрельнул, заиграл по далекимпасмурным странам, слепых согревая и радуя зрячих.2 РЕВОЛЮЦИЯ И потери На ГолгофеВосходит благовоние сыроесо дна долин, и в небе, над холмом,на трех крестах во мгле белеют трое...Там женщина, в унынии немом,на среднюю, на черную вершинуглядит, глядит... Провидеть ей дано,что в горький час ее земному сынувсего живей воспомнилось одно... Да, - с умиленьем сладостным и острым(колени сжав, лицо склонив во мглу...),он вспомнил домик в переулке пестром,и голубей, и стружки на полу. 
Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив,спускается толпа, виясь между олив,подобно медленному змию;и матери глядят, как под гору, в туманувещевающий уводит Иоаннседую, страшную Марию. Уложит спать ее и сам приляжет он,и будет до утра подслушивать сквозь сонее рыданья и томленье.Что, если у нее остался бы Христоси плотничал, и пел? Что, если этих слезне стоит наше искупленье? Воскреснет Божий Сын, сияньем окружен;у гроба, в третий день, виденье встретит жен,вотще купивших ароматы;светящуюся плоть ощупает Фома,от веянья чудес земля сойдет с ума,и будут многие распяты.Мария, что тебе до бреда рыбарей!Неосязаемо над горестью твоейдни проплывают, и ни в третий,и в сотый, никогда не вспрянет он на зов,твой смуглый первенец, лепивший воробьевна солнцепеке, в Назарете. Из романа «Машенька»
(…) Так и остался Севастополь у него в памяти, - весенний, пыльный, охваченный какой-то неживой сонной тревогой. Ночью, уже с палубы, он глядел, как по небу, над бухтой, надуваются и снова спадают пустые белые рукава прожекторов, и черная вода гладко лоснилась под луной, и подальше, в ночном тумане, стоял весь в огоньках иностранный крейсер, покоясь на золотистых текучих столбах своего же отражения. Судно, на которое он попал, было греческое, грязное; на палубе спали вповалку смуглые нищие беглецы из Евпатории, куда утром заходил пароход. Ганин устроился в кают-компании, где тяжело качалась лампа и стояли на длинном столе какие-то тюки, как гигантские бледные луковицы. А потом пошли чудеснейшие, грустные морские дни; двумя скользящими белыми крылами вскипавшая навстречу пена все обнимала, обнимала нос парохода, разрезавший ее, и на светлых скатах морских волн мягко мелькали зеленые тени людей, облокотившихся у борта. И вылезал на палубу кочегар, весь черный, с глазами, подведенными угольной пылью, с поддельным рубином на указательном пальце. Вот такие мелочи, - не тоску по оставленной родине, - запомнил он, словно жили одни только его глаза, а душа притаилась. Лиловая синева неба переходила на востоке в червонную красноту, и, мягко светлея, Стамбул стал выплывать из сумерек. Но только когда он вышел на берег и увидел у пристани синего турка, спавшего на огромной груде апельсинов, - только тогда он ощутил пронзительно и ясно, как далеко от него теплая громада родины (...) ***Для странствия ночного мне не надони кораблей, ни поездов.Стоит луна над шашечницей сада.Окно открыто. Я готов. И прыгает с беззвучностью привычной,как ночью кот через плетень,на русский берег речки пограничноймоя беспаспортная тень. Таинственно, легко, неуязвимоложусь на стены чередой,и в лунный свет, и в сон, бегущий мимо,напрасно метит часовой. Лечу лугами, по лесу танцую --и кто поймет, что есть один,один живой на всю страну большую,один счастливый гражданин. Вот блеск Невы вдоль набережной длинной.Все тихо. Поздний пешеход,встречая тень средь площади пустынной,воображение клянет. Я подхожу к неведомому дому,я только место узнаю...Там, в темных комнатах, все по-другомуи все волнует тень мою. Там дети спят. Над уголком подушкия наклоняюсь, и тогдаим снятся прежние мои игрушки,и корабли, и поезда.Ночь
Как только лунные протянутся лучи,всплывает музыка в аллее...О, серебристая, катись и рокочивсе вдохновенней, все полнее!.. Порхает до зари незримая рукапо клавишам теней и светаи замедляется, ленива и легка...Последний звук,-- и ночь допета... ОКНОПри луне, когда косую крышулижет металлический пожар,из окна случайного я слышусладкий и пронзительный удар музыки, и чувствую, как холодсчастия мне душу обдает,кем-то ослепительно расколотлунный мрак, и медленно в полет собираюсь, вынимая рукииз карманов, трепещу, лечу,но в окне мгновенно гаснут звуки,и меня спокойно по плечу хлопает прохожий: «Вы забыли,-говорит,- летать запрещено».И, застыв, в венце из лунной пыли,я гляжу на смолкшее окно. 3 ЧУЖБИНА И ВОЗВРАЩЕНИЕ***Бывают ночи: только лягу,в Россию поплывет кровать;и вот ведут меня к оврагу,ведут к оврагу убивать. Проснусь, и в темноте, со стула,где спички и часы лежат,в глаза, как пристальное дуло,глядит горящий циферблат. Закрыв руками грудь и шею,-вот-вот сейчас пальнет в меня! -я взгляда отвести не смеюот круга тусклого огня. Оцепенелого сознаньякоснется тиканье часов,благополучного изгнаньяя снова чувствую покров. Но, сердце, как бы ты хотело,чтоб это вправду было так:Россия, звезды, ночь расстрелаи весь в черемухе овраг!  ***Отвяжись, я тебя умоляю!Вечер страшен, гул жизни затих.Я беспомощен. Я умираюот слепых наплываний твоих. Тот, кто вольно отчизну покинул,волен выть на вершинах о ней,но теперь я спустился в долину,и теперь приближаться не смей. Навсегда я готов затаитьсяи без имени жить. Я готов,чтоб с тобой и во снах не сходиться,отказаться от всяческих снов; обескровить себя, искалечить,не касаться любимейших книг,променять на любое наречьевсе, что есть у меня,- мой язык. Но зато, о Россия, сквозь слезы,сквозь траву двух несмежных могил,сквозь дрожащие пятна березы,сквозь все то, чем я смолоду жил, дорогими слепыми глазамине смотри на меня, пожалей,не ищи в этой угольной яме,не нащупывай жизни моей! Ибо годы прошли и столетья,и за горе, за муку, за стыд,-поздно, поздно!- никто не ответит,и душа никому не простит.  *** Странствуя, ночуя у чужих,я гляжу на спутников моих,я ловлю их говор тусклый.Роковых я требую примет:кто увидит родину, кто нет,кто уснет в земле нерусской. Если б знать. Ведь странникам данытолько сны о родине, а сныничего не переменят.Что таить -- случается и мневидеть сны счастливые: во снея со станции в именье еду, не могу сидеть, стоюв тарантасе тряском, узнаювсе толчки весенних рытвин,еду, с непокрытой головой,белый, что платок твой, и с душой,слишком полной для молитвы. Господи, я требую примет:кто увидит родину, кто нет,кто уснет в земле нерусской.Если б знать. За годом валит год,даже тем, кто верует и ждет,даже мне бывает грустно. Только сон утешит иногда.Не на области и города,не на волости и села,вся Россия делится на сны,что несметным странникам данына чужбине, ночью долгой.  © Московский музыкальный театр АМАДЕЙ 1996-2013