ХАДЖИ-МУРАТ

 

Опера Ширвани Чалаева.

Либретто В. Дубровского по одноименной повести Л.Н. Толстого

Описание спектакля

 

Вступление

 

Величественная картина кавказских гор, населенных воинственными, непокорными, подчас вероломными племенами. Много лет идет война… В эту обстановку попадают русские солдаты, недавние крестьянские парни, выхваченные из своих семей и рекрутированные на 25-летнюю службу. Многим из них суждено остаться здесь навсегда.

 

Первое действие

 

Картина 1. «В секрете»

Солдаты Авдеев, Панов и Никитин в ночном дозоре. Обманчивое горное спокойст­вие навевает воспоминания о доме и родных. С далекого минарета доносится голос муэд­зина. Воспоминания прерываются, мысли солдат возвращаются к  действительности. Где-то хрустнула ветка… Зверь или человек? В краю постоянной опасности надо быть начеку.

Картина 2. «В сакле Садо»

Тем же вечером. Знаменитый наиб, аварец Хаджи-Мурат, приходит в горный аул к своему другу Садо. Имя Хаджи-Мурата овеяно романтической славой разбойника, отчаян­ного храбреца и воина, а в последнее время – изменника. За его голову назначена награда и  имамом Шамилем, бывшим союзником, а ныне кровным врагом, и русскими властями. Хаджи-Мурат хочет открыто объявить Шамилю войну, перейдя на сторону русских. Садо предлагает своего брата Бату в качестве проводника. В ауле узнали Хаджи-Мурата и пытаются его задержать. Смеясь над этими попытками, Хаджи-Мурат покидает селение.

Картина 3. «В ночи, недалеко от секрета»

Еще не скоро утро… Завтра Хаджи-Мурат выйдет к русским. Ожидание держит в большом напряжении и Хаджи-Мурата, и его товарищей, и пока ничего не подозревающих русских солдат. Все спит, погруженное в тишину и спокойствие. Хаджи-Мурату видится в тревожном сне его мать… Солдат Авдеев провожает посланца Хаджи-Мурата к командиру передового русского гарнизона Семену Михайловичу Воронцову.

Картина 4. «Прерванный вист»

Молодой князь С.М. Воронцов и его жена, княгиня Марья Васильевна, воссоздают в своей квартире петербургскую гостиную. Звучит фортепиано, декламируются стихи Лермон­това, офицеры играют в вист… Атмосфера светского салона действует расслабляюще на присутствующих, и более всех – на ротного командира Полторацкого.  Присутствие пре­красной княгини не дает ему сосредоточиться на картах, и он проигрывает партию за пар­тией. Дежурный солдат  отзывает Воронцова в служебный кабинет. По возвращении мужа Марья Васильевна выпытывает у него тайну: завтра в том месте, где рота Полторацкого бу­дет рубить лес, на позиции русских выйдет Хаджи-Мурат. Стремительно летящая к утру ночь звучит отголосками лермонтовского романса.

Картина 5. «Рубка леса»

(NB: РУБКА ЛЕСА – военно-тактическое действие русского командования, имеющее целью лишить отряды Шамиля естественного укрытия в лесах)

Раннее утро следующего дня. Рассыпавшиеся в цепь солдаты прикрывают рубящих лес однополчан. В незначительной перестрелке тяжело ранен Авдеев. Внимание, привлечен­ное этим эпизодом, переключается на появившегося Хаджи-Мурата и его небольшой отряд.

Картина 6. «Смерть Авдеева»

Рана Авдеева смертельна… В далекой семье его помнят и считают живым. Среди повседневных занятий мать Авдеева пишет сыну письмо, которое так и не закончено и нико­гда не попадет по назначению.

 

Второе действие

 

Картина 7. «У Воронцова в Тифлисе»

На фоне пестрой народной жизни большого восточного города во дворце намест­ника Кавказа князя Михаила Семеновича Воронцова бал. Славословия гостей в адрес хо­зяина перемежаются слухами и домыслами о выходе к русским Хаджи-Мурата. Все в ожида­нии его появления. Переводчик представляет Хаджи-Мурата старому князю Воронцову, и последний дает распоряжение адъютанту Лорис-Меликову описать жизнь Хаджи-Мурата для рапорта Императору.

Картина 8. «Рассказ Хаджи-Мурата»

История и трагедия, ошибки и уроки кавказской войны в преломлении через судьбу одного человека. Мотивация поступка Хаджи-Мурата: у Шамиля в плену его семья, в том числе любимый сын Юсуф, для спасения которого Хаджи-Мурат готов на все.

 

Картина 9. «Аул Ведено. Шамиль»

Имам Шамиль возвращается в свою столицу. Грозный хозяин Кавказа, хитрый и ве­роломный политик размышляет не об укреплении своей власти, в о прелестях семейной ласки любимейшей из жен. Ближайший помощник Джемал-Эдин возвращает имама к насущным проблемам. Важнейшая из них – Хаджи-Мурат. Необходимо заманить предателя в Ведено и расправиться с ним. Самое действенное средство – письмо сына. Заточенный в темницу Юсуф не понимает отца. Заветное желание юноши – сражаться за веру на стороне Шамиля, но имам никогда не поверит сыну своего злейшего врага.

 

Картина 10. «Петербург. Зимний дворец. Николай I»

Его Императорское Величество Николай Павлович между трех огней: Кавказ, Польша и молоденькая девица Коппервейн. Проведя с девушкой в комнате для свиданий не­сколько часов, Император с неотступной мыслью о ней нехотя занимается остальными про­блемами. Военный министр Чернышев предлагает отправить Хаджи-Мурата в глубь России, но считающий себя великом стратегом Николай из духа противоречия утверждает предло­жение старого князя Воронцова и распоряжается оставить Хаджи-Мурата на Кавказе.

Простым людям неведомы эти события. Тихо спят дети, крестьяне поют колыбель­ные песни, и никто не беспокоится о бессонных ночах, страстях и политике великих мира сего.

 

Третье действие

 

Картина 11. «Поселение»

Оставленный на Кавказе, но лишенный какой бы то ни было возможности действо­вать, Хаджи-Мурат пребывает в тянущемся день за днем томительном ожидании. Временно он поселен на квартире майора И.М. Петрова. Лазутчики сообщают Хаджи-Мурату об отча­янном положении его семьи. Подруга Ивана Матвеевича Марья Дмитриевна напоминает Хаджи-Мурату его мать в молодости, и он неожиданно доверяется ей. Марья Дмитриевна убеждает смириться и ждать… За время пребывания у Ивана Матвеевича приближенные Хаджи-Мурата и русские офицеры подружились, они более не испытывают предубеждений друг перед другом. Вместе они проводят веселые досуги, поют песни… Однако, приказом Воронцова Хаджи-Мурата переводят в дальний гарнизон, где за ним будет усилен досмотр. Вопреки увещеваниям Марьи Дмитриевны он принимает решение бежать.

 

Картина 12. «Смерть Хаджи-Мурата»

Бегство безнадежно и заранее обречено на неудачу. Не освободив семьи, не отомстив врагам, Хаджи-Мурат оказывается в полном одиночестве и погибает в неравной схватке с преследователями, самим собой и чудовищными противоречиями, имя которым – Кавказская война. В эпилоге вспоминается еще одна ее жертва – русский солдат Авдеев, так любивший этот поэтический край и оставшийся здесь навеки. Женщина в трауре тщетно пытается оты­скать своего сына, мужа, возлюбленного на Земле среди живых.

А в России – опять проводы в солдаты. Войне нужны новые жертвы…

 

  

НАЗАД                                                             ИБРАННЫЕ ФРАГМЕНТЫ  ПОВЕСТИ

 

 

© Московский музыкальный театр АМАДЕЙ, 1996-2011