Старая и новая история Московского музыкального театра АМАДЕЙ
Весной 1996 года небольшая группа коллег-энтузиастов решила своими силами, для собственного удовольствия выучить и (если повезет) поставить одну из маленьких ранних опер Моцарта, 240-летие от рождения которого как раз значилось в календарях. Группа состояла из певиц-сопрано Людмилы Вересковой и Натальи Ткачевой, тенора Михаила Чеснокова, баритона Александра Цилинко, баса Андрея Кокошкина, пианистки Ксении Сурайкиной, режиссера Олега Митрофанова. Выбор пал на одноактный зингшпиль "Бастьен и Бастьенна". Действующих лиц в опере всего 3 (сопрано, тенор и высокий бас), и спектакль превосходно расходился на два состава за исключением неделимого М. Чеснокова.
Опера оказалась, на поверку, не такой уж маленькой и легкой. Потребовались два месяца ежедневных репетиций, чтобы перевести на русский язык смысл, качественно выучить по-немецки музыкальные сцены, понять, что мы будем представлять, и приступить к постановке.
С первых дней процесс возглавил превосходный музыкант, профессионал с недюжинными педагогическими способностями, дирижер Илья Вашерук. Его работа с певцами была выполнена столь добротно, точно, основательно, что, можно сказать, это было сделано «на века». Поныне любой из участников премьерных спектаклей, будучи разбужен ночью, с двух нот может не только угадать мелодии "Бастьена и Бастьенны", но и спеть их, а наутро хоть и на спектакль…
Однако вернемся в 1996. Аппетит приходит во время еды.
Настал миг, когда нам стало обидно делать "Бастьена и Бастьенну" без сценографии, оркестра и костюмов, без исполнения на публике. Пришла мысль исправить положение. Талантливый художник-дизайнер Нонна Васильева приготовила эскизы, а позже – костюмы и декорации, соответствующие режиссерскому замыслу. Нежданно-негаданно появился спонсор (меломан, меценат, состоятельный и интеллигентный господин А.В. Князев, директор фирмы «ВЕК»), дирижер набрал оркестр – и в мае 1996 года состоялась премьера. Спектакль в Овальном зале Антрепризы Московского союза музыкантов прошел четыре раза. Однако то был еще не АМАДЕЙ.
Прошло лето, началась осень. Декорации и костюмы лежали на складе. И вдруг, одновременно, всем участниками "Бастьена и Бастьенны" пришла в голову одна и та же мысль: «У нас есть костяк будущего нового театра». Вслед за мыслью пришло и название.
Открытие Первого сезона АМАДЕЯ состоялось в помещении Театра-студии «На набережной» (руководитель – Федор Сухов) символическим днем 19 октября, что показалось нам добрым предзнаменованием. За два дня до сего момента была сформулирована идея безотрывного росчерка-логотипа с изображением 12-летнего автора "Бастьена и Бастьенны" мальчика Амадео Моцарта, и тут же, за 10 минут, росчерк-логотип был нарисован Нонной Васильевой, став основой фирменного стиля, направлением деятельности, символом творческого кредо театра.
Последующее время уже не так памятно и символично, как те первые дни. Были концерты, спектакли, разные сцены и предложения. Год прошел, как один день. За этот год состоялись премьеры «Бала у князя Орловского» (режиссер О. Митрофанов) и первой версии комедии с музыкой «Директор театра» (дирижер А. Осетров, режиссер Г. Тулес). Труппа разрослась, появились первые конфликты и обиды, интриги, уходы и приходы, прослушивания, деление на Опытных и Молодых. Илья Вашерук, к сожалению, работу с театром не продолжил. Пришедший ему на смену Алексей Осетров взялся за постановку старинной оперы П.-А. Монсиньи «Роза и Кола» (режиссер В. Меркулов). А позже, весной 1997, из Америки приехал опытнейший маэстро Олег Белунцов. Его сотрудничество с театром сделало возможным первую крупную работу и, может быть, одну из самых больших удач АМАДЕЯ – постановку величайшего моцартовского шедевра «Волшебная флейта». (Царица ночи – Т. Дивакова и И. Комаровская, Зарастро – М. Палий и Н. Крылов, Памина – Н. Нивинская и Л. Верескова, Тамино – М. Чесноков, С. Степин, В. Романов, Папагено – В. Бочкарев, В. Планкин, К. Иванов и др., режиссер О. Митрофанов)
Оба спектакля увидели премьерные афиши в рамках тогда только рожденного, но здравствующего и поныне фестиваля «Шереметевские сезоны в Останкине», проходящего в уникальном дворцовом театре графа Н.П. Шереметева. Там же, в рамках фестиваля, 4 раза исполнялась «Бастьенна», уже твердо вставшая на прокатные рельсы, и надо сказать, что все спектакли шли с возрастающим интересом публики, приведшим к аншлагам, а в дни премьер "Волшебной флейты" Останкинский театр приходилось оцеплять.
На волне первого успеха в октябре 1997 года театр АМАДЕЙ переехал на постоянную, как тогда казалось, сцену – в великолепный дворец архитекторов Кваренги и Назарова, Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева на Большой Сухаревской площади, в московской разговорной речи именуемый «Склифом». Особую благодарность в реализации столь уникальной возможности театр выражает заместителю директора Музея-усадьбы Останкино Л.А. Лепской, заместителю директора НИЦ «Медицинский музей» АМН РФ Л.Н. Арифуловой, научным сотрудникам НИЦ «Медицинский музей» М.Д. Ковалевой и Н.Ф. Нешумовой, передает им теплый привет, пожелание успехов и благополучия.
В трех залах Странноприимного дома за два полнокровных сезона театр АМАДЕЙ исполнил сотни спектаклей и концертных программ, осуществил ряд постановок: «Директор театра» Моцарта (новая версия. Дирижер К. Науменко, режиссер О. Митрофанов); «Елка» В. Ребикова (музыкальный руководитель Г. Киселев, режиссер О. Митрофанов), «Колония, или Новое селение» Саккини (дирижер Я. Ткаленко, режиссер Г. Киселев), «Бал у князя Орловского (новая версия. Дирижер К. Науменко, режиссер О. Митрофанов). Наиболее значимой работой, задуманной специально для второго фестиваля «Шереметевские сезоны в Останкине», стала постановка трехактной оперы-зингшпиля Моцарта «Похищение из сераля», отлично исполненной труппой и камерным оркестром театра под руководством дирижера Константина Науменко. (Е. Дарьина и У. Беляева - Констанция, Л. Верескова и И. Комаровская - Блондхен, М. Чесноков и В. Романов - Бельмонт, С. Степин и А. Рус - Педро, Н. Крылов и Г. Медвидь - Осмин, Я. Ткаленко и Е. Кулыгин - Селим, артисты Детской студии - мимический ансамбль и хор Янычар. Режиссер О. Митрофанов.)
Зимой 1998 года театр АМАДЕЙ в череде своих гастрольных поездок дважды посещал со спектаклями Ясную Поляну. В результате этих встреч у руководителя АМАДЕЯ О.В. Митрофанова, сотрудника Музея-Заповедника Д.Н. Тихоновой и директора Ясной Поляны В.И. Толстого возникла идея, приведшая к осуществлению совместного, абсолютно новаторского по тем временам, крупного оперно-пленэрного проекта: представления в историческом пространстве Ясной Поляны оперы С.С. Прокофьева «Война и мир», с перспективой съемок фильма-спектакля. Постановку осуществили дирижер К. Науменко, режиссер О. Митрофанов, художник по костюмам И. Дронова, а партии исполнили Г. Романова, О. Матвеева (Наташа), В. Планкин (Андрей), А. Косарев (Пьер), А. Кокошкин (Кутузов), Е. Кардовская (Ахросимова), Г. Медвидь (Долохов), А. Халтурин (Анатоль), многие другие солисты театра. Премьера спектакля состоялась 9 сентября 1999 года, а фильм был отснят и смонтирован в июне 2000.
К сожалению, успешная и плодотворная деятельность АМАДЕЯ в Странноприимном доме графа Н.П. Шереметева по независящим от театра причинам прервалась осенью 1999. Дворец закрылся на реконструкцию, закончившуюся лишь в ноябре 2006 года. Ныне это лабораторный корпус НИИ Скорой помощи им. Склифосовского, и возможности продолжить там театральную деятельность практически нет.
Все это время театр искал репетиционную базу и сцену. Наиболее крупные постановки «лежат на полке», откуда руководство АМАДЕЯ их достает по мере востребованности, а труппа театра сократилась и претерпела неизбежные серьезные изменения.
Все это не значит, однако, что АМАДЕЙ ограничился только лишь камерно-концертной деятельностью и исполнением маленьких спектаклей. Следующий сезон коллектив работал в большом зале Российской Государственной библиотеки, где возобновил и многократно исполнил "Волшебную флейту", "Евгения Онегина", представил московской публике спектакль "Война и мир"; а также в зале на 8-м этаже почившей в бозе гостиницы «Москва», с великолепной камерной акустикой и фантастическим видом на Кремль. Благодаря помощи Т.И. Новокрещеновой, Л.В. Матрозовой, О.М. Колесниковой театр пережил первые нелегкие после прекращения деятельности Странноприимного дома месяцы.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. За прошедшие с закрытия Странноприимного дома сезоны, кроме съемок "Войны и мира", театр реализовал несколько совершенно оригинальных проектов.
В 2001 и 2002 годах режиссер Никита Крыгин сделал в АМАДЕЕ три самобытные авторские работы: «Галантные Индии» Ж.-Ф. Рамо (Первая постановка в России. Дирижер-постановщик Константин Науменко, в ролях У. Беляева, В. Кальбергенова, О. Толкачева, М. Дядиченко и др., спектакли прошли на малой сцене Театра Около дома Станиславского); «Орфей» К.-В. Глюка (Дирижер-постановщик Ольга Лякина. О. Толкачева, М Константинова – Эвридика, Р. Яваев – Орфей, С. Мореева, Т. Кулыгина – Амур и др.), «Пиковая дама» по опере П.И. Чайковского. (Музыкальный руководитель Е. Астафьева. Г. Романова – Графиня, К. Сорокина - Лиза, С. Степин – Герман, П. Бадрах, Е. Головин – Томский и др.) Оба спектакля поставлены в камерном зале Музея-квартиры А.Н. Толстого.
Сезонный длительный фестиваль «Музыкальное лето в Константинове» начался в 2002 году, в рамках его прошли десятки концертов и спектаклей, состоялись две эксклюзивные премьеры по произведениям С.А. Есенина: «Анна Снегина» (Музыка С. Рахманинова, А. Вертинского, Е. Астафьевой. Сценография И. Дроновой. Режиссер О. Митрофанов) и «Черный человек» (Музыка Е. Толстуновой, сценография и постановка Н. Крыгина). В спектаклях были заняты артисты: Е. Лисовая – МХАТ им. Горького, С. Карякин – театр им. Гоголя, А. Дадонов – театр им. Пушкина, И. Петруничева – театр «Вернисаж», О. Борзова, У. Беляева, О. Толкачева, Г. Медвидь, К. Иванов, С. Степин – солисты АМАДЕЯ.
Проект «Русская классика на исторических пленэрах» продолжил тему «Войны и мира», распространив ее на есенинские, тютчевские, тургеневкие, блоковские , лермонтовские концертные фантазии и спектакли.
9 сентября 2003 года, в день 175-летия Л.Н. Толстого, на пленэре Музея-усадьбы «Хамовники» состоялась мировая премьера оперы выдающегося дагестанского композитора Ширвани Чалаева «Хаджи-Мурат». В проекте, заказанном АМАДЕЮ директором Государственного музея Л.Н. Толстого В.Б. Ремизовым, помимо ведущих солистов театра В. Планкина, Г. Романовой, О. Борзовой, А. Мукманова, А. Серова, С. Степина, А. Образцова и других, приняли участие коллективы Российского государственного симфонического оркестра кинематографии п.р. Народного артиста РФ С. И. Скрипки и Государственной академической хоровой капеллы им. А.А. Юрлова п.р. Народного артиста РФ С.Д. Гусева. Дирижер-постановщик оперы – Олег Солдатов, режиссер-постановщик – О. Митрофанов, костюмы – А. Шенталинская. Проект удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры 2005 года.
Состоялись многочисленные гастроли театра в России и за рубежом. В частности, осенью 2003 года АМАДЕЙ представлял в Японии сразу 4 совершенно разножанровых спектакля из своего традиционного и нового репертуара: "Войну и мир" Прокофьева, "Елку" Ребикова, оперу-фарс Стравинского «Мавра», поставленную в 2001 году, а также – свою самую первую работу "Бастьен и Бастьенна".
Могли ли представить члены группы энтузиастов в далеком 1996 году, что судьбе угодно будет дать их детищу столь долгую жизнь; что объездит спектакль множество городов и стран и что в столь пестрой «компании» будет исполняться на одной из самых престижных токийских сцен!..
На сем круг, кажется, логично замыкается.
Но не прекращается жизнь, спектакли, премьеры, эксперименты театра АМАДЕЙ.
В 2005 году труппа возобновила театральный и концертный прокат в камерном зале Музея-квартиры А.Н. Толстого, близ Никитских ворот, на ул. Спиридоновке, дом 4 (Заведующая музеем – И.Г. Андреева).
С марта 2005 по декабрь 2010 состоялись более 500 вечеров,
регулярен возобновленный Июньский клуб
и его августовское продолжение под названием «Бархатный сезон» («MoscowMozartChamberFest»),
поставлены совершенно неожиданные, парадоксальные спектакли.
Театр ждут новые проекты, гастроли, испытания, критика и похвалы.
И – несмотря на все субъективные и объективные проблемы…
Невзирая даже на почтенные Финансовый кризис и Свиной грипп – театр АМАДЕЙ круглосуточно работает в
центре Москвы, уже отметил тринадцатую годовщину и приглашает уважаемую публику на концерты и спектакли.
Ежегодные внутритеатральные фестивали:
ИЮНЬСКИЙ КЛУБ 15-30 июня
БАРХАТНЫЙ СЕЗОН 16 августа – 10 сентября
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ МИСТЕРИЯ 24 декабря – 14 января
Благотворительные концерты (вход бесплатный либо льготный):
ПРАВОСЛАВНОЕ РОЖДЕСТВО 7 января
ПАСХАЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
ДЕНЬ ПОБЕДЫ 9 мая
ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ 19 августа
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ТЕАТРА 19 октября
Подробная информация – на странице НАШИ СПЕКТАКЛИ, а также по телефону (495) 690-09-56.
Билеты в театр АМАДЕЙ продаются в кассе Музея-квартиры А.Н. Толстого
ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 13 до 18 часов.
Вы можете получить любую информацию в любое время суток по телефону 8–925–846–33–77
© AMADEI Moscow Music Theatre. 1996-2013